Направления работ НТЦ «Техноцентр»

Медицинские информационные диагностические системы


В НТЦ «Техноцентр» более 20 лет разрабатываются различные аппаратно-программные комплексы для диагностики состояния различных систем организма. Традиционно сильными направлениями являются анализ электрофизиологических сигналов, анализ мышечной деятельности и механических сигналов (биодинамика и биокинематика), анализ информации от электрохимических датчиков. Разработаны и доведены до сертифицированных приборов анализаторы ЭКГ. Разработаны суточные регистраторы ЭКГ, регистраторы ЭЭГ и ЭМГ, система анализа pH желудочного сока. Новое направление – беспроводные полиграфы, как работающие в реальном масштабе времени, так и с записью на энергонезависимый носитель. Использование биосигналов нескольких типов, например, ЭКГ и биокинетические и биодинамические сигналы (сила, скорость, ускорение) позволяют более полно оценить качество работы сердечно-сосудистой системы. В рамках работ, выполняемых по постановлению правительства №218, в 2013 - 2015 гг. была спроектирована и создана диагностическая система нового типа: это система-конструктор, состоящая из нескольких диагностических модулей, образующих мини-радиосеть, произвольно размещающихся на теле человека. Система автоматически определяет свой состав и настраивается на текущую конфигурацию. Смена набора сигналов сводится просто к размещению на теле соответствующих модулей. 

Подробнее: Медтехника

Гибридные навигационные системы


Определение местоположения объекта и управление его движением (ориентацией) – весьма важная область как для гражданских, так и для специальных применений. Победное шествие спутниковых навигационных систем (СНС) не отменяет развитие и других типов позиционирования и навигации. Так, СНС бессильны внутри зданий, в каньонах, тоннелях, лесных просеках и т.п. Часто неблагоприятные условия для СНС длятся всего несколько минут, и необходимы средства поддержки позиционирования на это время. В НТЦ «Техноцентр» разрабатываются гибридные системы навигации, т.е. системы, которые используют два и более способов навигации. Например, система высокоточного позиционирования, разработанная по договору в рамках работ, выполняемых по постановлению правительства №218, предполагает использование 4-х типов позиционирования: СНС, инерциальной навигации, радиотехнического метода позиционирования и оптического (лазерного) позиционирования.

Очень важно, что различные методы позиционирования имеют разную природу и характер ошибок, что позволяет (используя определенную математику) получать навигационные решения более точные, чем каждое решение в отдельности. Особенностью проводимых работ является также и то, что разрабатываются не только схемотехнические и алгоритмические решения, но и элементная база (чувствительные элементы и датчики).

Интеллектуальные датчики

Понятие «умных датчиков» (smart sensor) появилось более 10 лет назад. Практически сразу же специалисты НТЦ «Техноцентр» и кафедры Микропроцессорных систем начали разработку как алгоритмических основ обработки данных в таких датчиках, так и конкретные схемотехнические и конструкторские решения интеллектуальных датчиков.

Термин «интеллектуальные» употребляют в узком смысле по отношению к устройствам, которые за счет использования в них переработки информации приобретают новые функциональные возможности. Так, датчик, разработанный специалистами НТЦ «Техноцентр» и НКТБ «Пьезоприбор», измеряет виброскорость в широком диапазоне температур, одновременно позволяет в цифровом формате выдавать в локальную сеть данные виброскорости, виброускорения и температуры.

Но основной особенностью интеллектуальных датчиков является их способность к метрологическому самоконтролю. Т.е. интеллектуальный датчик периодически сам себя проверяет и сигнализирует, насколько можно доверять его информации. Применение таких датчиков позволяет увеличить сроки межповерочных периодов и эксплуатировать оборудование, снабженное такими датчиками по реальному техническому состоянию.

Беспилотные летательные аппараты

В НТЦ "Техноцентр" ЮФУ проводятся теоретические и экспериментальные исследования медленно-летающих БПЛА аэродинамического типа. Основная проблема в работе с БПЛА заключается в том, что существующие БПЛА классической схемы позволяют экономно осуществлять быстрые полёты, но при малых скоростях теряют устойчивость и сваливаются в штопор. БПЛА вертолётного и мультироторного типов позволяют летать медленно вплоть до зависания над наземным объектом, но при этом энергетические затраты двигателей в 4 раза выше, чем у БПЛА самолётного типа. В мире существуют попытки соединить достоинства разных типов летательных аппаратов (дополнительные крылья, самолёты-"носители" и т.п.), но с позиций аэродинамики и энергетики эти варианты нельзя назвать успешными.


Подробнее: БПЛА